Дважды «убитое» поколение девяностых

Это киевское метро. 17 мая 2014 года. Как потом поведал один из участников данной акции — это был спонтанный флешмоб. Обратите внимание на возраст — всем персонажам на видео, от 15 до 25 лет.

Мне искренне очень жаль этих молодых людей, потому что они и есть то самое, дважды «убитое», поколение девяностых. Почему дважды? Сейчас объясню.

Условно, по типу ментальности, сегодняшних граждан Украины, можно разделить на пять поколений: все родившиеся до семидесятого года, дети семидесятых, восьмидесятых, девяностых, ну и родившиеся в XXI веке.


Когда в 1991 году развалили Союз, наибольший профит от развала получили люди, родившиеся до семидесятого года. Просто в силу того, что на момент развала СССР они были «в самом соку» по возрасту. Естественно не все. Сливки от дерибана бывшей советской госсобственности, в основном, сняли разнообразные партработники, имеющие доступ к ресурсам (им в 91-ом было от 30 до 50 лет) и молодые ребята (которым в 91-ом было от 20 до 30 лет), которые не имели доступа к ресурсам, но могли отжать эти самые ресурсы у других силой. Ага, партработники и братва. :)

Собственно, именно они сейчас и являются политической и экономической «элитой» Украины. Кучма (1938 г. р.), Ландык (1946 г. р.), Ефремов (1954 г. р.), Тигибко (1960 г. р.), Савло́хов (1958 г. р.), Ахметов (1966 г. р.) и т. д.

В общем, в кого не плюнь, попадёшь либо в бывшего «комсомольца», либо в бывшего «бригадного». Жизнь у этого поколения удалась (естественно у тех, кто выжил в мясорубке девяностых). Хорошее советское образование и нахождение «в нужном месте, в нужное время», позволили им вскарабкаться на самый верх пищевых цепочек. И всё вроде здорово, но... года дают о себе знать. Сейчас эти люди уже далеко не молоды. Хватка уже не та. А главное, им в затылок дышит поколение семидесятых.


Людям, которые родились в семидесятых, на момент развала Союза, было от 10 до 20 лет. В силу своего возраста они просто физически не смогли поучаствовать в том эпическом дерибане госсобственности СССР. И поэтому они очень злые. Голодные и злые. Злость, в связке с хорошим советским образованием и с закалкой выживания в «свободном» капитализме — делает их очень опасными. Сейчас им 35–45 лет. Они в самом рассвете сил и они жаждут реванша за невозможность участия в дерибане начала девяностых. Имея острый ум, но не имея моральных тормозов, они будут рвать (уже рвут) предыдущее поколение в клочья.

Типичный ребёнок семидесятых, сейчас, — «коммерс» или чиновник средней руки. Который помнит, что в детстве он мечтал о звёздах, дальних странах и бескорыстных подвигах. Но реальность последних 23 лет жизни такова, что заставила их стать абсолютно циничными, наглыми и лживыми людьми. Родную мать они, наверное, не продадут. Но «взуть» ближнего своего, при первой возможности, — в порядке вещей и без каких-либо зазрений совести.


Поколение восьмидесятых. Им слегка не повезло. Ими никто не занимался. В девяностых их родители тупо выживали. Некоторые из них ещё успели получить остатки разваливающегося советского образования, которое практически моментально было похоронено под культом потребления, понтов, денег и «личностной успешности». В большинстве своём, у детей восьмидесятых, нет ни знаний, ни ценностей.

Но относительно сытые годы начала нулевых, когда их брали на хорошие должности, с хорошей заработной платой, только за сам факт их существования и наличия у них корочки о высшем образовании, сформировало у этого поколения ложное чувство своей исключительности и незаменимости. Поколение восьмидесятых — поколение креаклов, офисных хомячков, пиарщиков, эвент менеджеров и ещё целой кучи людей «творческих профессий». Беда в том, что в трудное время — это всё становится практически ненужным. А ничего другого делать эти люди не умеют.


Ну вот мы и добрались до поколения девяностых. Детям, родившимся в девяностых не повезло совсем. Не повезло с образованием: потому как к 96 году, когда первые из них пошли в школу, — качественное советское образование уже было здорово фрагментировано и «реформировано». Ими никто не занимался и становление их, как личностей, изначально проходило в парадигме потреблядства. Именно тогда их убили первый раз.

Девочка на Майдане
Яркий пример поколения девяностых

Поколение девяностых практически не имеет знаний, не умеет думать, имеет ложные цели и не имеет ценностей. Именно поэтому, в свете тех глобальных изменений, которые происходят сейчас в Украине (да и в мире, в целом) именно поколение девяностых, является первым претендентом на убой. Просто потому, что им не достаёт опыта и не хватает мозгов.

Поколение девяностых не сможет выжить в конкурентной борьбе с более хитрыми, умными и сильными поколениями восьмидесятых и семидесятых. А поэтому, очень скоро, их «убьют» второй раз. И, боюсь, что на этот раз — не фигурально выражаясь.

Да. Если кто-то думает, что это частный случай и таких идиотов в Украине набрался аж один вагон метро — вот вам видео с Евромайдана, на котором, процент молодёжи 15–25 был очень большой.

Молодёжь на евромайдане в Киеве

Ну и ещё одно видео с Западной Украины (Ровно, если не ошибаюсь), для полноты картинки.

Я нарисовал грустную картинку? А вот и нет.
Реально грустно выглядят перспективы поколения, которое рождалось уже после нулевых.

У поколения нулевых (в подавляющем большинстве) вообще нет и не будет никаких знаний (нужно сказать спасибо современному образованию). Их совсем никто не учит думать и они буквально с пелёнок, полностью заточены под потребительскую модель существования. Но самое страшное — им в голову вбиваются ложные, несуществующие ценности. Вот когда подрастёт это поколение — мало не покажется всем.

Поделиться
Отправить
Запинить
19 комментариев
Константин

Николай, вот вы пишете: «Поколение девяностых практически не имеет знаний, не умеет думать, имеет ложные цели и не имеет ценностей». Я родился в 1990 году, поэтому невольно примеряю на себя сказанное вами. Закончил школу без проблем, поступил на бюджет в университет, имею два красных диплома и учусь в аспирантуре. Мне нравится моя работа по специальности. Только мне непонятно, почему я в результате не имею знаний и не умею думать? Стараешься, учишься, работаешь, а тут такое...

Вы скажете, что я слишком абсолютизирую и речь о поколении в целом, что есть исключения. Но ведь наряду с исключениями есть еще и другие факторы. Ментальность — штука такая, зависит от многого, речь о мировоззрении каждого из нас.

Николай Колесник

Вы частность. Я частность. И ещё сотни тысяч людей, которые не подпадают под мою «классификацию» — исключения. Но от общего количества, это обычно не более 10%.

Советское образование имело КПД — 15%. Такой высокий КПД образования, в истории, известен только у Иезуитов. Сегодняшнее образование, по разным оценкам это 1-3% КПД. Хотя, подозреваю, что и эти цифры — очень оптимистичные. В Советском Союзе общую серую массу целенаправленно тянули вверх. Сейчас наоборот — целенаправленно тянут вниз. Сейчас никому в мире не нужны умные, образованные люди, умеющие самостоятельно мыслить. Это реальность.

Я не пытаюсь унизить ваше поколение. Своё поколение, или поколение (своего старшего сына) нулевых. Я просто стараюсь не подгонять реальность под себя. А реальность сегодня такова, что человечество стримительно тупеет. И понимание (и принятие) суровой реальности, позволяет мне (как, впрочем и вам, и любому другому человеку) адекватно на неё реагировать.

Например, осознавая всю глубину траблов с современным образованием, мы изначально, для своего старшего (пошёл в школу в 2011) не рассматривали школу «возле дома». В первый класс он пошёл в специализированную школу, которую жена отбирала очень тщательно. Но по итогам первого года обучения, оказалось, что школа, как бы помягче выразиться, — на самом деле, далеко не фонтан. Поэтому пришлось переходить во второй класс, в другую школу. К ней тоже есть масса вопросов. Но первая наша школа и «школы под домом» — даже близко не валялись с нашей теперешней. Да, каждый день убиваем на дорогу больше двух часов — но оно того стоит. Плюс мы с женой занимается с ним индивидуально разными штуками, которые просто не дают даже в этой школе или дают «абы как»: программирование, танцы, музыка. Рисование — не та хрень, которую им дают на уроках, а именно основы изобразительного искусства. Постоянные беседы о сути вещей и о том, как всё, на самом деле, устроено...

А можно было бы просто отдать ребёнка в школу под домом и считать, что она его должна всему научить. И подавляющее большинство народа именно так считает и так делает. Поэтому я очень надеюсь, что смогу вложить своему ребёнку в голову тот необходимый базис, который позволит ему развиваться в дальнейшем и не стать одним из идиотов, родившихся в нулевых.

Константин

Николай, вы правы во всем. Как мне дороги ваши мысли, ведь я сам о том же думаю постоянно, потому что вижу изнутри исчезновение и вузовского образования. В этом заинтересовано государство, этому нельзя противостоять: нехватка часов на фундаментальные курсы, низкие зарплаты профессоров. Про школу и думать страшно: мне кажется, что там с каждым годом всё хуже, особенно с литературой... Студенты уже давно не учатся, хотя разница с ними в возрасте у нас не так уж велика. Но уже есть разница в мышлении. И здесь есть исключения, но, как вы и говорите, эти исключения не могут радовать. Желаю вам передать сыну свою веру в образование, это очень важно: человек должен быть творцом, а не потребителем, иначе какой это человек?

Николай Колесник

Спасибо.
Сравнение фото яркое. )))

Логово Совы

Вы единственный, кто меня пока что поддержал здесь. Вам спасибо за блог.

Эльга Д.

Дети рожденные в середине 90х и конце 2010

А что вы можете сказать о поколение родившихся в середине 90х? Чьи родители относятся к поколению родившихся в 60-70гг.
Ведь эти дети не воспитывались в девяностых, не помнят то время, и пошли в школу раньше чем поколение двухтысячных, значит оно не получило то ужасное образование что вы описываете.
Но здесь играет фактор когда родился родитель. Если в 70х то мы получаем описываемую вами молодежь. Ну если в 60х то более образованную и с частицей советского прошлого.
Так все же о детях из середины 90х им сейчас 17-20 кто они?
Все же они отличаются от родившихся в начале (так как толком не осознавали то время) и конца 90х и начала 2000.(когда весь период нулевых они еще росли и учились и только под конец то есть в2007-10 становились подростками а дети родившиеся в начале нулевых только начали ходить в школу или вовсе не ходили если появились на свет позже)
То есть период когда мир развивался, технологии улучшались но все это происходила в плане потребления а не развития человечества и благих целей. Россия стала похожа на Америку 80х тогда они и росли.
То сейчас это Америка 90х. Где секс-наркотики-MTV. Это вот Россия конца нулевых. Но с музыкой похуже.

И думая об этом мне кажется что дети которые родились в этом или в следующем , или годом позже. Станут надеждой на будущее. Ведь сейчас они переживут это время они будут лучше своих родителей из 80х или 90х ведь в их период времени у них будет все они не застанут развал или становление страны.
Их жизнь будет протекать стабильно.
Но чему могут научить такие родители?

Николай Колесник

Разбиение поколений по десятилетиям весьма условное. Тот же самый Сергей Аксёнов 72-го года рождения, но несомненно он относится к «поколению 60-х». И многое зависит от родителей, окружения, достатка... Поэтому, естественно, есть масса исключений.
Но общее деление, для основной массы народа, думаю, вполне оправданно.

Эльга Д.

Да, над этим можно еще подумать. Спасибо вам за ответ и статью.

ринат григорьев

У поколения 80-х в целом хорошее образование, оно состоялось в деловом смысле, нечего возводить напраслину.
Что касается «качественного» советского образования, это популярнейший стереотип, давно разоблачённый экспертами.

Николай Колесник

Ринат, когда, где и у кого поколение 80-х получило образование? И состоявшиеся в деловом смысле, это вы про те толпы менеджеров, мерчандайзеров и креативщиков, которые толком ничего не умеют и которых смоет сразу же, как только пойдёт вторая волна кризиса?

И если можно пару ссылок на разоблачения экспертами, стереотипа о качественном советском образовании. Потому как, когда я слышу фразы, типа: «всем извесно», «эксперты доказали» и т. д. — меня сразу начинает немного корёжить, так как это откровенно манипулятивные штуки.

Константин

Николай, вы абсолютно правы. Ринат, какие эксперты могут вообще оценивать образование?..

Владимир

Дурак ты, Колесник))

Николай Колесник

Убийственный аргумент. ))
А по сути написанного есть что сказать?

Алексей Вагин

Фотка про трусики и  ЕС......а я видел подобное в в контакте....страшная реальность!

гость

Колесник — Автор — обычное самовлюблённое просовковое чмо, а в совковом образовании не было ничего особо хорошего, оно и сгнило поэтому.

Николай Колесник

Хамство и нулевая аргументация собственного мнения — отличительные черты типичных индивидуумов, описанных в этой статье. Вы из поколения девяностых или нулевых?

Влад

Студенческие протесты и активность молодёжи вообще — это явление присуще не только Украине и не только этому времени. Слишком многие поколения в самых разных странах придётся объявить «потерянными» или «убитыми». О том, что «молодёжь не та пошла» ещё в Древнем Египте бубнели :) И Плутарх твердил о «нашем развращённом веке» и о доблестях... «древних римлян» (то есть тех, кто ещё раньше жил). Сколько существует человечество, столько старые ворчуны (воздержусь от более подходящего слова) бубнят о его вырождении. Вообще, чем-то «аналитику» из Российского ТВ напоминает. Там тоже что-то о «поколении с неправильными ценностями бубнели». По-вашему, ну прямо несколько поколений убито и потеряно. Одни порвут горло любому, другие вообще идиоты... Слово «потреблядство» особенно радует :) И действительно — хорош об СССР тосковать (это чувствуется). Умер он.

Николай Колесник

Влад, да, в каждой эпохе есть свои «потерянные поколения» (что, в прочем, вполне логично). Но меня мало интересуют таковые двухтысячелетней давности, посему, «что вижу, то пою». ))
И по поводу СССР. Я уж не знаю, где вы там тоску уловили, в констатации фактов. Более того, абсолютно согласен, что умер. )) Скажу больше. В сегодняшних реалиях мира, конструкция СССР явно не жизнеспособна. Ну и вообще, если немного поразмышлять, то под сомнение становится вообще возможность построить что-то типа СССР.
Ага, и вот ещё про СССР. И я с ним полностью согласен.

1982 гр

блин, у меня лично при воспоминании о ссср только светлые чувства: уверенности в завтра, может, показные, но более высокие моральные ценности, цензура, отсутствие блядства так явно пропагандируемого сейчас, мороженное с круглым язычком, в школе посиделки, металлолом-макулатура... потом бедняцкое существование, я в 5 классе торговала на рынке цветами!!! и училась!!! моя родители не могли больше зарабатывать (наверное, это меня сделало сейчас отличным бизнесменом, одним из лучших специалистов в моем городе) жажда того, чего не имела... но память о временах советизма только светлая, хотя я скорее даже не украинофил, а евроориентации (европу люблю больше ссср).

Дмитрий

Почти полностью согласен с оценкой поколений. Родился в конце 70-х в Москве. В нашей школе уже в конце 80-х — начале 90-х выявились конкретные отмороженные, которые потом попали в замес (бандитизм, убийства, наркотики). И так было во всех районах т. н. благополучной Москвы. Ошибка советской системы образования заключалась в том, что скрывали реальность — откровенных ублюдков нельзя было выгонять, их тянули. Везде были неблагополучные семьи как алкашей, так и уголовников. Была установка, что советское общество идеальное. После 91-го наша директор (в прошлом начальник детских колоний) выгнала всех отморозков. Мои дети сейчас учатся в школе также в Москве, обучение — одна видимость, директорша — типичный представитель поколения начала 80-х. С чем сталкиваюсь по работе в России — многие ключевые управленческие места занимают по блату/родственным связям дети поколения 60-х, т. е. родившиеся в конце 80-х и в 90-х. Редко кто из них обладает знаниями и соответствующими профессиональными качествами. И это ведет к деградации. Недавний пример — дочь Пескова на судостроительном заводе в Севастополе — это просто можно выпасть в осадок (как говорила моя химичка в школе))) — жизнь в одном пиаре. Не берусь рассуждать за Украину, но по той информации, которой владею, можно сказать, что тут ситуация ещё хуже.

Николай Колесник

У нас действительно ситуация хуже. Сейчас усиленно идёт реформа в образовании: в прошлом году покорёжили программу младшей школы (1-4 класс). Забавно, что это делалось не профессиональными педагогами, но «активистами», в свободное от работы время. ))
В этом году приняли ряд изменений для старшей школы, а на 18 год анонсирована обширная программа реформирования средней и старшей школы. В общем, добьют окончательно.
Старшый в этом году должен идти в седьмой класс. Но мы с женой решили его перевести на домашнее обучение. Иначе ещё пару лет в такой школе и он будет потерян.
В Киеве есть пару толковых частных школ, но денег они стоят неподъёмных.

А с дочерью Пескова там немного сложнее.
У собственников судоремонтного завода возник конфликт с властями города из-за аренды причалов и земли. Ребята наняли профессиональных решал подобных вопросов. Те подтянули Лизу, то ли наняли, то ли она у них «на ставке». Лиза приехала, хорошо пофоткалась и пообещала, что проблемы завода будут решены. Таким образом городские власти поставили враскоряку: продолжить конфликт — поставить Лизу (а значит и её папу) в неудобное положение.
По сути, девочку тупо подставили и поюзали, что, собственно, очень красноречиво говорит о её умственных способностях. ))

Dario

Советское образование имело КПД — 15%. Такой высокий КПД образования, в истории, известен только у Иезуитов. Сегодняшнее образование, по разным оценкам это 1-3% КПД. Хотя, подозреваю, что и эти цифры — очень оптимистичные. В Советском Союзе общую серую массу целенаправленно тянули вверх. Сейчас наоборот — целенаправленно тянут вниз. Сейчас никому в мире не нужны умные, образованные люди, умеющие самостоятельно мыслить. Это реальность.

Интересно, почему же такие образованные люди массово смотрели передачи Чумака и заряжали банки?

Николай Колесник

Потому-что остальные 85% уходили в песок. )))

Юрий К.

Здравствуйте! Николай, Ваша статья мне очень понравилась. Жизненно!
Расскажу именно свою историю.
Я родился в 93 году. В школе учился хорошо до начала подросткового периода.
Компьютер и телефон у меня появились в 9-10 классе. В это же время интернет.
В 13-14 лет начал активно слушать рок-музыку, интересоваться жизнью рок-бомонда. Увлекался голливудскими фильмами. Спутниковое телевидение появилось в 7 классе, вместе с ним возможность смотреть музыкальные телеканалы и порнуху. В 9-11 классах парни общались на темы компьютерных игр, секса, онанизма, и всяких извращений. Еще можно добавить — зарубежные фильмы — боевики, фэнтези и т. п.
В конце школы добавился еще алкоголь. Бухать жестко тогда было модным. После пьянки только и разговоров: «помнишь, как я то-то сделал или сказал».
Учеба? Ну, учили что-то. Физика, химия, математика... Только сколько осталось знаний после этого?
Сам не пойму как поступил в столичный универ. Там до 3 курса тоже бухал, гулял.
Учился как-то. Получал много теоретических знаний. В конце 3 курса начал задумываться о своей жизни, о жизни вообще, о ценностях, об устройстве мира — знаний нужных для жизни почти 0, навыков — тоже.
Начал активно читать, смотреть в интернете видео, самостоятельно размышлять...
Сейчас мне 25 лет, работаю. Прошло 2,5 года после университета. Потихоньку наверстываю упущенное.
Не буду говорить что все люди моего поколения такие же. Вот это моя личная история.
Иногда старшие люди мне почему-то кажутся какими-то исполинами — и по уму, и по здоровью, и по телесным силам.

Юрий К.

Николай, критика это хорошо! Вы не хотели бы поделиться своими мыслями и ответить на вопрос «Что не хватает поколению 90-х, и 2000х?» четко, конкретно, по пунктам. Написать советы для людей, рожденных в это время.
Кто-то прочтет из моих сверстников и может задумается.

Николай Колесник

Юрий, люди старше вас далеко не исполины. ))
К сожалению большая часть народа, из любых поколений, тормозиться в развитии (а иногда и начинает откровенно деградировать), ровно в тот момент, когда уходит со школы/института. Ну просто если в учебных заведениях ещё дают нагрузку на мозг, заставляя его развиваться, то после учёбы, у большинства, пропадает нужда «думать», и лишь немногие способны продолжать «грузить» свой мозг самостоятельно.
И среди этих немногих, подавляющая часть, точно так же как вы или я, ко всему «доходят» сами — потихоньку, методом самообразования и собирания по крупицам нужной информации и её дальнейшего анализа. Так тоже лучше, чем вообще никак, но это очень долго и к пониманию некоторых вещей приходишь значительно позже, чем хотелось бы.
Некоторым везёт и им в начале пути попадается человек, который рассказывает и объясняет многое из того, до чего ты мог бы доходить сам годами и десятилетиями. Вот эти люди действительно могут быть исполинами.
У меня, к сожалению, такого учителя не было. ((

А по поводу, поделится мыслями.
Ну так известно, чего не хватает. Знаний. Информации и понимания как оно всё, на самом деле, функционирует в целом и по отдельности. И нет каких-то базовых «флажков», за которые можно было бы зацепиться, и наращивать потом на них, как на скелете, «мясо» знаний и собственного, правильного мировоззрения.
Это универсально для всех поколений. А персонально тяжело что-то советовать, не зная человека, его интересов и уровня интеллектуального развития.

Кстати, я уже давно вынашиваю мысль записывать видео с материалами занятий, которыми я занимаюсь со своим старшим сыном. Думаю, таки нужно выделить время и сделать эдакий видеокурс.
Правда он будет рассчитан на подростков (так как малому сейчас всего тринадцать и материалы готовились под него), но возможно и люди более старшего возраста смогут вынести для себя что-то полезное, так как (опять же), до многих вещей, которые я даю сейчас сыну, сам я дошёл в весьма зрелом возрасте.

Виктор

Мнение человека, знания которого о мире устаревают чем дальше, тем сильнее.
Поэтому чем дальше, тем непонятнее и «страшнее».
Поколение нулевых на голову сильнее предыдущих, и тем более совков.
Это во всём проявляется, и как они ведут себя, как общаются, как одеваются, что читают и сколько читают.
У них у многих хороший инглиш и доступ к мировой мудрости.
Они очень быстро, как только подрастут, повышибают всех перечисленных с их должностей, ну может где-то в высоко криминализированных областях будет сложно, потому что с «понятиями» они плохо знакомы.

Виктор

По поводу сцены в метро — незнакомые люди ощущают свою общность и здесь запечатлён механизм поддержания её целостности (это требует постоянной синхронизации, общения и таких вот акций).
На выходе человек, который ощущает, что кругом в целом единомышленники, а не «кругом враги».

Совки были катастрофически разобщены. В метро каждый смотрел себе под ноги, и они так и привыкли жить.
Что бы вы могли выкрикнуть тогда или сейчас из того, что окружающие могли бы поддержать?
Мир-труд-май — посчитали бы дауном, «долой Горбачёва» — все бы промолчали, потому что нельзя такое на публике, только на кухне.
Вы как дикарь проявляете страх перед непонятным и неизвестным.
Ну и как результат уровень социальной адаптации этих людей на видео на порядок выше асоциальных совков-домоседов, а за этим потянутся и результаты в профессиональной деятельности и знания и должности и проч.

Популярное