Современное искусство и тонкий троллинг Паула Жордана-Смита

Пока Европосоюз судорожно ищет где бы перезанять денег, а греки готовятся затягивать пояса и удавки, в Лондоне прошел очередной «Сотбис» посвященный искусству XX века. В основном были представлены авангардисты и экспрессионисты, то есть до боли раскрученные бренды соверменного масскульта «для эстетов». Само собой выручка оказалась заоблачной. Даже для «Сотбис». Например, лидером торгов оказалась картина испанского художника Хуана (Жоана) Миро «Живопись (Голубая звезда)» (Peinture (Etoile Bleue)) которая была продана за 23,6 миллиона фунтов (36,9 миллиона долларов), установив рекорд для произведений этого автора. Вот это «гениальное» произведение:

Peinture (Etoile Bleue)

Другие «шедевры» также были под стать лидеру. Особо радовали глаз посетивших аукцион «ценителей», «Облокотившийся сидящий человек» Пабло Пикассо, и «Танцор» всё того же Миро.

В связи с этим вспоминается самый, наверное, тонкий троллинг деятелей искусства, предпринятый Паулом Жорданом-Смитом в начале прошлого века, когда мода на «непонятную херню на холсте» только начала набирать обороты, как и спекуляции на купле-продаже оной.

Паул Жордан-Смит (Paul Jordan-Smith) был сыном священника и получил образование в духовной академии. Он закончил её в 1908 году и стал пастором. Однако, через два года его обвинили в ереси и он вынужден был подать в отставку и переквалифицироваться в писатели. Но грешная душа не искала покоя и в 1924-ом Смит совершил ещё одно богохульство, на сей раз против богов искусства.

Смит был убеждён, что современные искусствоведы настолько боялись показаться старомодными, что не решались честно высказать своё мнение о качестве картины, особенно в тех случаях, где это качество напрочь отсутствовало. Смит решил проучить этих искусствоведов. Он позаимствовал старые кисти и на негодном холсте намазал дикарку, машущую шкуркой от банана.

«Восторг» Паула Жордана-Смита

Смит поместил картину в гостиной, где над ней потешалась его семья, а через несколько дней к ним в гости пришёл искусствовед. Ему предложили посмотреть картину которую «недавно купили». Искусствовед смотрел на картину вблизи, из далека, со стороны, и с разным освещением, постоянно бормоча: «Интересно, очень интересно». В конце концов искусствовед повернулся к Жордану-Смиту и спросил его: «А вы что думаете?» Паул честно сказал: «Я думаю что эта картина — дерьмо». Обиженный искусствовед ответил: «Я не верю, что кто-либо имеет право судить картину когда он не знает, что было в душе художника».

Вдохновлённый успехом, Паул Жордан-Смит решил продолжить эту шутку. Поскольку фамилия Смит была слишком банальна для независимого художника, он выбрал псевдоним Павел Жерданович (Pavel Jerdanowitch), а свою школу искусства он назвал «Дизумбрационной», по причине того что он не умел рисовать теней (умбра — по-латыни тень). Он заполнил заявление о вступлении в художественную организацию «Без жюри» (No Jury). После того, как его туда приняли, он отослал им эту свою картину, которую он к тому времени назвал «Восторг» (Exaltation). Её выставили в галерее Waldorf Astoria в Нью-Йорке, где её увидел Комте Шабрэ (Comte Chabrier), который написал Жердановичу из Парижа и попросил прислать фотографию и биографию.

Жордан-Смит написал что он родился в Москве и родители привезли его в Чикаго. Он учился в Чикагском институте искусства и там заболел туберкулёзом. Добрые друзья послали его лечится на южных островах, где он и познакомился с дикарями. Он вернулся в Америку и сейчас живёт в пустынях Калифорнии. Жордан-Смит так же послал Шабрэ фотографию, которую он специально для этого сделал и она появилась вместе с восхвалением новой школы рисования во французском художественном журнале Revue du Vrai et du Beau (Обзор истинного и прекрасного).

После этого Жердановича пригласили участвовать в выставке «Без жюри» в городе Чикаго. Он нарисовал ещё одну картину «Вожделение» (Aspiration) и эта картина была выставлена в галерее Marshall Field в 1926 году. Там её заметил критик С. Ж. Булье (C. J. Bulliet) из Чикагской вечерней газеты (Chicago Evening Post). В своей статье он сравнил Жердановича с Гогеном. «Вожделение» была единственная картина со всей выставки, фотография которой появилась в этой газете.

На следующий год Жерданович выставился в городе Буффало. Там он был открыт ещё одним французским журналом La Revue Moderne (Обзор модернизма). Критик Клемент Морро (Clément Morro) сравнил Жердановича с Сезаном и журнал опубликовал репродукции двух дизумбрационистских картин «Вожделения» и «Обожания». В конце концов фотография «Вожделения» на целую страницу появилась в изданной в Париже Золотой книге современного искусства (L’Art Contemporain: Livre d’Or).

К 1927 году Паул Жордан-Смит устал от этой затеи и раскрыл свой розыгрыш газете «Лос-Анжелес таймс».

А по поводу заоблачных цен «непонятной херни на холсте», на аукционе «Сотбис», всё довольно просто — богатые и очень богатые люди, у которых имеется излишек денег, продолжают искать куда эти деньги пристроить, так чтоб цунами мирового финансового хаоса не оставило их без штанов в обшарпанной лачуге. Одним из наивыгоднейших вложений, традиционно, считается скупка предметов искусства и антиквариата, которые по общему бытующему мнению, не падают, а только растут в цене по мере устаревания. И не подвержены никаким спрос-предложенческим колебаниям. Надёжно упрятанные в стальных сейфах — они несомненно будут лишь расти в цене, как самый выгодный вклад. Естественно, реальная художественная ценность таких полотен, при этом, не имеет абсолютно никакого значения.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Наталья Скачкова

Очень интересно. Спасибо огромное.

Популярное